Поиск по каталогу

расширеный поиск

10 Май 2012

Петербург и Ленобласть: нам не жить друг без друга?

Ohta_sxema.jpg

Развитие Петербурга должно быть скоординировано с планами Ленобласти. Такого подхода в настоящее время придерживаются и власти двух субъектов, и бизнес. Однако на практике это получается не всегда.

Будущее Петербурга невозможно обсуждать в отрыве от перспектив социально-экономического развития соседнего субъекта РФ — Ленинградской области. Как бы ни решился вопрос об объединении, по факту регионы уже являются единым экономическим пространством и управление должно строиться с учетом этого фактора.

В последние годы на приграничных территориях появилось много проектов комплексного освоения, и стал образовываться индустриальный пояс. И в Петербурге, и в области реализуются крупные транспортные и инфраструктурные проекты, влияющие на развитие всего северо-западного региона «Сегодня границы между двумя субъектами размываются», - говорит генеральный директор ЗАО «Ленстройтрест» Александр Лелин. К примеру, территории Кудрово и Ново-Девяткино в сознании большинства – Петербург. Их застраивают городские застройщики для городских жителей. Генеральный директор HansaSpbDevelopment Олег Барков убежден, что необходима тесная координация и выверенная схема взаимодействия. ««Ведь буквально все вопросы можно решать за столом переговоров. Регионы нельзя разорвать. И я очень рад за Москву, где этот вопрос начал решаться: появился вполне разумный термин московская агломерация», - говорит он. Александр Лелин уверен, что должен появиться некий орган, который будет регулировать отношения власти и бизнеса Петербурга и Ленобласти, в том числе в части застройки территорий.

Процесс координации планов развития Петербурга и Ленобласти осложняется действующей схемой разделения полномочий среди органов государственной власти. Так, в области утверждением проектов планировок и межевания территорий занимаются муниципальные власти. «Сельским поселениям на откуп отдано слишком много. А специалистов с достаточным для проверки всех аспектов уровнем квалификации нет. Именно от этого такие проблемы с комплексным освоением территорий» - уверен Евгений Домрачев.

Эффективное развитие региона в целом – государственная задача и ее решение должно ложиться на плечи власти, которой следует разработать разумную программу территориального развития, уверены участники рынка. Директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов считает, что у государства попросту нет средств для того, чтобы обустроить такую обширную территорию, как Ленинградская область. Однако это не повод, чтобы совсем ничего не делать, добавляет он.

Бюджет страдает без налогов

Действующая система налогообложения является существенным камнем преткновения в отношениях между двумя субъектами. Петербург, являясь крупным мегаполисом, «оттягивает» на себя большую часть трудоспособного и обеспеченного населения Ленинградской области. А в силу действующей системы и налоги, которые платят жители 47-го региона. Областные власти выражают однозначное недовольство таким положением дел. Из-за нынешней системы налогообложения «худеет» бюджет: на развитие инфраструктуры и благоустройство территорий средств катастрофически не хватает: ежедневная трудовая маятниковая миграция, из области в Петербург составляет порядка 200 тыс. человек, все подоходные налоги которых, по сути, вымываются. «Это крайне неэффективная ситуация, - говорит председатель Ленинградского областного отделения Деловой России Вадим Некрасов. - Мы заинтересованы в том, чтобы эти люди оставались работать в области».

Промышленные аппетиты

Развитие Петербурга постепенно приводит к тому, что постепенно в Ленобласть «перебираются» промышленные предприятия, ставшие неуместными в черте мегаполиса. Их появление – новые рабочие места, а значит и налоги, на «утечку» которых жалуется областные власти. Потенциал Петербурга и Ленобласти в части создания новых предприятий очень высок. Существующие площадки уже устарели, а между тем, Петербург является одним из крупнейших городов Европы. Инвесторам необходимы новые, современные площадки, которые могли бы появиться на территории Ленобласти, добавив в бюджет поступлений. Директор по развитию объектов недвижимости ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург» Максим Соболев шутит: «мы, как девелоперы исповедуем подход, что промышленности много не бывает». Однако, напоминает он, строительство объектов возможно только на подготовленных с инфраструктурной точки зрения территориях, которые в дефиците. Именно поэтому сейчас наибольшая инвестиционная активность развивается в отношении бывших земель сельхозназначения и в сегменте многоквартирных жилых домов. Недостаток свободных земель в Петербурге «выдавливает» строителей в область, поясняет генеральный директор KnightFrankStPetersburg Николай Пашков. Инвесторы индустриальной недвижимости же из-за недостаточной инфраструктурной обеспеченности почти никогда не решаются отойти дальше, чем на 20 км от КАД.

«Мы рады инвесторам и стараемся постоянно работать над повышением инвестиционной привлекательности. Однако, первоочередная наша цель - создание благоприятных условий для граждан. Аппетит девелоперов и собственников земельных участков в части строительства индустриальных объектов, на мой взгляд, сейчас несколько завышен»,   говорит председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Евгений Домрачев. Ему вторит начальник отдела стратегического планирования Комитета по экономике и инвестициям правительства Ленобласти Алексей Сергейчук, который обращает внимание на то, что многие жители региона, напротив, считают, что иногда промышленности слишком много. «К слову, по итогам 2011 году в Ленобласть было привлечено порядка 300 млрд. рублей в качестве инвестиций при 560 млрд. рублей ВРП. Эти показатели более, чем достойные»,   приводит цифры Алексей Сергейчук в доказательство инвестиционной привлекательности в регионе. Вадим Некрасов добавляет: уровень капитализации в области выгоднее, чем в Петербурге, а власть легче идет на контакт с бизнесом. «Да, инфраструктура менее развита. Но это наживное», - уверен он. По его мнению, субъекты должны остаться разделенными, а бизнесу необходимо предоставить возможность выбирать, где регистрироваться.

Средств на дороги нет

Ключевой фактор, влияющий на развитие всего объединенного региона – транспортная инфраструктура. Представители региональной власти и эксперты единогласно уверяют, что необходима четкая и выверенная программа развития. По мнению Евгения Домрачева, государство должно «повернутся лицом к созданию транспортной инфраструктуры». «Это костык развития среды. Субъектам с их бюджетами с этим вопросом не справиться. Должно быть, участие власти федерального уровня», - высказывает свою точку зрения чиновник.

Ранее глава региона Валерий Сердюков высказал мнение, что плохое состояние дорог в регионе обусловлено качеством применяемых материалов. Отметим, по данным пресс-службы областного правительства, в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2015 года, в 2013 году по подпрограмме «Автомобильные дороги» запланировано строительство дороги от Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска и реконструкция автодороги М-11 «Нарва» от города до границы с Эстонией. Всего на эти цели будет направлено порядка 6,8 млрд. рублей. На ремонт областных дорог в этом году будет направлено в общей сложности около 10 млрд. рублей. В прошлом на эти цели было затрачено порядка 7 млрд. рублей.

Взглянув на европейские страны, можно найти примеры эффективного взаимодействия соседних регионов. В основе – диалог, при котором стороны равны. Перекраиванием границ проблемы вряд ли удастся решить.

Марина Акатова, Restate.ru